Как извлекать прибыль из большого массива данных?
История успеха заказчика |
|
|
Быстрый обзорОтрасльРозничная торговля и дистрибуция Местоположение Задача Продукты и услуги |
____ |
|
Lamoda
Переход на Vertica существенно ускорил принятие операционных решений на основе бизнес-аналитики
Обзор
Интернет-магазин Lamoda, входящий в Global Fashion Group, широко известен: в России, Казахстане и Беларуси ежедневно тысячи человек покупают здесь одежду, обувь и аксессуары для себя и своих близких. Более 3 миллионов товаров, 1500 брендов, свыше 1,5 миллиона посещений в день ― вот основные характеристики этой торговой площадки
Задача
Интернет-магазин — это лишь один компонент мультиканальной маркетинговой и логистической инфраструктуры бизнеса Lamoda, которая также включает три контакт-центра, крупный дистрибуционный центр в Подмосковье и службу доставки с охватом более 600 городов. Дополняют систему фотостудия, дизайнерский офис в Лондоне, центр разработки в Вильнюсе и другие службы и объекты, необходимые для масштабной торговой деятельности.ИТ-департамент компании, включающий250 специалистов, занимается созданиеми поддержкой передовых приложенийбизнес-аналитики для торговых операций в Интернете и физических магазинах. Используя данные о транзакциях из ERP-системы Microsoft Dynamics, ИТ-подразделение разрабатывает и развивает различные внутренние программные системы для взаимодействия с клиентами через различные каналы. Эти системы обеспечивают работу интернет-магазина, контакт-центров и мобильных приложений, а также систем управления складскими процессами и служб доставки.«От нас ждут актуальной и целостной картины того, как работает организация», —поясняет Сергей Павлов, руководитель департамента бизнес-анализа компании Lamoda.В корпоративном хранилище данных собрана информация, полученная из реляционных баз данных, на основе которых работают различные бизнес-приложения компании — от маркетинга до поддержки клиентов, операций в магазине и логистики. Раньше здесь содержались не только «сырые» (необработанные) данные, но и нормализованный детальный слой данных для бизнес-аналитики, организованных в специализированные аналитические витрины, а решение SAP BusinessObjects предоставляло данные для системы отчетности. Веб-данные, которые передаются с сайта интернет-магазина и отражают действия покупателей, по-прежнему хранятся и обрабатываются средствами Hadoop.Вопрос о замене аналитической платформы возник, когда обнаружилось, что расширять существующее хранилище данных соответственно темпам роста электронной коммерции экономически нецелесообразно. По мере увеличения объемов данных расходы на расширение,доработку и оптимизацию программногообеспечения и сопровождение хранилищаповышались непропорционально быстро,и на каждую следующую итерацию трати-лось примерно в два раза больше средств,чем на предыдущую.Еще одна серьезная проблема каса-лась низкой скорости выполненияаналитических запросов. «Пользователипостоянно жаловались на недостаточнуюпроизводительность нашей системы, —вспоминает Сергей Павлов. — На обра-ботку любого сколько-нибудь сложногозапроса уходили десятки минут, а то ичасы. Такая скорость получения отчетоввсе меньше устраивала бизнес, которыйхотел принимать по-настоящему оператив-ные решения на основе самых актуальныхданных».Специалистам предстояло выбрать один издвух вариантов: либо сразу перевести всехранилище данных на другую платформуСУБД, либо попытаться разделить его наотдельные относительно легко управляе-мые фрагменты, которые можно улучшатьи развивать. В итоге был выбран второйпуть: сначала перевести функциональныевитрины данных на новую платформу ана-литики, а позднее улучшить базовую схемубизнес-аналитики.
Решение
Поиском новой платформы аналитикиспециалисты Lamoda занялись три годаназад, когда рассматривали возмож-ность перевода всего хранилища данных(а не только витрин) на новую платформу.Они провели масштабный тендер, в кото-ром участвовали Teradata, Oracle Exadata,Greenplum, Netezza, Vertica и Exasol. В ре-зультате был сделан вывод, что переход нановую платформу ― весьма масштабныйпроект, реализация которого продлитсяоколо двух лет, причем на это время раз-витие бизнес-аналитики фактически при-дется заморозить.Однако из-за непрерывного роста трафикав Интернете для принятия оперативных биз-нес-решений требовалось все более бы-строе получение отчетов. Поэтому Lamodaвыбрала другую стратегию: хранить новыенеобработанные данные в Hadoop, сохра-нить уровень подробных данных в старомхранилище, но немедленно приступить кмиграции витрин данных в Vertica. Такимобразом, пользователи могли сразу полу-чать бизнес-отчеты, используя колоноч-ную структуру Vertica, а ИТ-специалистызанялись внедрением новой платформыаналитики.В частности, специалисты Lamoda провелииспытания бесплатно распространяемойверсии Vertica Community Edition. «На уста-новку системы потребовалась всего парачасов. Проведя первые тесты и замеры, ябыл приятно удивлен высокой производи-тельностью: с запросами, которые похожеепрограммно-аппаратное окружение вы-полняло за десятки минут, Vertica справля-лась за считанные секунды», ― отмечаетСергей Павлов. В результате руководствоИТ-департамента предложило приобре-сти и внедрить платформу Vertica AnalyticsPlatform корпоративного уровня.Первоочередной задачей стал переводвсех витрин (в общей сложности около5 Тбайт данных) на платформу Vertica, атакже оптимизация ETL-процедур, загру-жающих в нее данные. Интеграция с дру-гими системами прошла достаточно гладко,поскольку компания заранее доработаласвои инструменты ETL, с помощью кото-рых витрины из центрального хранилищаинкрементально копировались в Vertica.При решении сложных вопросов специа-листы Lamoda обращались к коллегам изкомпании Hewlett Packard Enterprise и еепартнера EasyData, специализирующегосяна внедрении Vertica.В настоящее время Lamoda используетпрежние ETL-процедуры, чтобы передаватьданные в существующее хранилище, от-куда они передаются в Vertica для анализа.Специалисты пользуются разными систем-ными журналами и прочими витринами раз-реженных данных. В качестве инструментаотчетности по-прежнему применяется SAPBusinessObjects, а в настоящий момент вкомпании также ведется внедрение новойплатформы визуализации Tableau, в кото-рой используется технология проецирова-ния Vertica.«В отношении аналитики и отчетности мыпридерживаемся подхода self-service: принеобходимости любой желающий можетобратиться к системе SAP BusinessObjectsи получить отчеты на основе данных изVertica», — говорит Сергей Павлов.
Результаты
Vertica уже используется для анализа дан-ных о продажах Lamoda, и сейчас болееполовины отчетов о продажах создаютсяс помощью Vertica. Данными из витрин, по-строенных на основе Vertica, пользуютсяоколо 150 сотрудников Lamoda — как ана-литики из ИТ- департамента, так и предста-вители бизнес-подразделений.Платформа Vertica доказала свою эф-фективность, обеспечив серьезноеувеличение производительности ана-литических запросов. «Благодаря раз-делению нагрузки по расчету витрин ивыборке данных для отчетности междуцентральным хранилищем и Verticaаналитические запросы работают на по-рядок быстрее, чем в прежней монолит-ной архитектуре. Наши бизнес-заказчикиостались очень довольны результатамиперехода на новую систему», — отмечаетСергей Павлов.Об успехе проекта свидетельствуети стремительный рост числа бизнес-пользователей, отказавшихся от привыч-ных аналитических инструментов и элек-тронных таблиц. Теперь они обращаются кBusinessObjects и Tableau, которые готовятотчеты на основе Vertica. «Новые инстру-менты визуализации данных имеют болеевысокую производительность и функцио-нальное разнообразие. Благодаря Verticaувеличилась популярность визуализацииданных среди аналитиков».Как важное преимущество Сергей Павловотмечает надежность платформы и низкиезатраты на администрирование: «Verticaпрактически не требует администрирова-ния. У нас нет выделенного администра-тора этой СУБД, и обращаться в службуподдержки пока не приходилось — нашейэкспертизы и имеющейся документации поVertica хватает, чтобы решать возникающиевопросы».Вскоре станет доступен анализ информа-ции о складских операциях и логистике.«Нам очень важно отслеживать ско-рость и качество сборки заказов, а такжеэффективность работы нашей службыдоставки», — поясняет Сергей Павлов. В дальнейших планах — создание витрин данных Vertica для подразделения маркетинга и других отделов.Руководство Lamoda планирует вскоре использовать возможности машинного обучения по базе данных Vertica для прогнозной аналитики и возможности Vertica для анализа данных, находящихся в Hadoop. «Содержащиеся в Vertica возможности в значительной степени соответствуют стратегии технологического развития нашей компании, поэтому мы планируем активно пользоваться ими», — добавляет Сергей Павлов.«Не обязательно разбираться в больших данных, чтобы пользоваться преимуществами от использования Vertica Analytics Platform. Прагматичный подход, предполагающий обновление инфраструктуры бизнес-аналитики, может быстро дать ощутимые бизнес-результаты. Если имеющаяся система не может поддерживать темпы вашего бизнеса, Vertica значительно ускорит создание аналитических отчетов. Это позволит компаниям справляться с растущими объемами и скоростью потоков данных и эффективно их использовать для непрерывного роста бизнеса», — комментирует Евгений Степанов, руководитель отдела продаж Vertica в компаниирговой площадки.